[img]http://alphard.by/img/alphard_main_logo.jpg[/img]

Саб под заказ-качество гарантировано

частные объявления

Сообщение
Автор
08-11, 20:02
Yauhen писал(а):
Pavluha писал(а):
Звуковое давление, создающееся тыльной стороной головки не гаснет в виде тепла(как в случае с З.Я.), а излучается в фазе с фронтальной.

У вас смутные представления о ФИ.
Для начала, не "в фазе", а "почти в фазе", и то лишь вблизи частоты настройки.
Что касается потерь, то они обусловлены тем же сжатием воздуха в ящике и превращением части энергии излучения тыльной стороны диффузора в тепло. Есть определённые потери и в порте ФИ.

А насчёт моих глупых представлений о фазоинверторе почитайте:
Источник http://www.scorpion-yug.ru


--------------------------------------------------------------------------------

Фазоинвертор (ФИ) - vented box
Cледующий по распространенности тип акустического оформления. ФИ более гуманен по отношению к излучению тыловой стороны диффузора. В фазоинверторе часть энергии, которая в закрытом ящике "ставится к стенке" используется в мирных целях. Для этого внутренний объем ящика сообщается с окружающим пространством тоннелем, заключающим в себе некоторую массу воздуха. Величина этой массы выбирается таким образом, чтобы, в сочетании в упругостью воздуха внутри ящика создать вторую колебательную систему, получающую энергию от тыльной стороны диффузора и излучающую ее куда нужно и в фазе в излучением диффузора. Такой эффект достигается в не очень широком диапазоне частот, от одной до двух октав, но в его пределах к.п.д. существенно возрастает. Помимо более высокого к.п.д. фазоинвертор обладает еще одним важнейшим достоинством - вблизи частоты настройки значительно уменьшается амплитуда колебаний диффузора. Это может на первый взгляд показаться парадоксом - как наличие здоровенной прорехи в корпусе громкоговорителя может сдержать движение диффузора, но тем не менее это - факт жизни. В своем рабочем диапазоне фазоинвертор создает для динамика совершенно тепличные условия, причем точно на частоте настройки амплитуда колебаний минимальна, а большая часть звука излучается тоннелем. Допустимая подводимая мощность здесь максимальна, а искажения, вносимые динамиком - наоборот, минимальны. Выше частоты настройки тоннель становится все менее и менее "прозрачным" для звуковых колебаний, за счет инерции заключенной внутри него воздушной массы, и громкоговоритель работает как закрытый. Ниже частоты настройки происходит обратное: инерция отннеля постепенно сходит на нет и на самых низких частотах динамик работаеи практически без нагрузки, то есть как будто его вынули из корпуса. Амплитуда колебаний быстро возрастает, а вместе с ней и риск выплевывания диффузора или повреждения звуковой катушки от удара о магнитную систему. В общем, если не предохраняться, поход за новым динамиком становится реальной перспективой. Средством предохранения от таких неприятностей, помимо осмотрительности в выборе уровня громкости, служит использование фильтров инфранизких частот. Отрезая часть спектра, где все равно никакого полезного сигнала не содержится (ниже 25 - 30 Гц), такие фильтры не дают диффузору идти в разнос с риском для собственной жизни и Вашего бумажника. Фазоинвертор существенно более капризен к выбору параметров и настройке, поскольку выбору, под конкретный динамик подлежат уже три параметра: объем ящика, поперечное сечение и длина тоннеля. Тоннель очень часто делают так, чтобы у уже готового сабвуфера можно было регулировать длину тоннеля, меняя частоту настройки.

Достоинства:

- На 3-4 dB эффективнее, чем закрытый корпус.
- Отдача в области "верхнего баса" лучше, а искажения меньше.
- Магнитная система хорошо охлаждается.
- АЧХ правильно сконструированного агрегата расширена в область низких частот по сравнению с закрытым корпусом.

Недостатки :

- Размеры (не так критичные для неавтомобильной акустики).
- Недостаточная нагрузка ниже Fb.
- Сложнее проектирование, в результате просчетов можно получить гулкий, неприятный звук.

Чистый звук, настоящее качество.
http://luckysod.intwaynet.com
08-11, 21:28
Pavluha писал(а):
жду пояснений предпочительности ЗЯ СО ВСЕХ СТОРОН.

Пожалуйста.
Напомню, что речь зашла об использовании коррекции АЧХ ФИ с помощью электроники.
А если применять электронику, на сегодня лучший способ сформировать требуемую АЧХ при минимуме искажений – это ЭМОС. При её использовании параметры Т-С теряют смысл, т.к. поведение звуковой катушки полностью контролируется ЭМОС. Если одновременно с ЭМОС применить ФИ, задача управления усложняется из-за проблем с фазой. ЗЯ однозначно предпочтительнее, т.к. он имеет гладкие характеристики.

Далее. Необходимый ход АЧХ закладывается в тракт ЭМОС, где и компенсируется спад АЧХ из-за потерь в оформлении ЗЯ. Использовать ФИ, "чтобы вытянуть низ" нет никакой необходимости.

Наконец, для ЭМОС требуется самый простой ящик небольшого объёма.

Pavluha писал(а):
Прошу выложить перечень и физическое пояснение этих потерь в фазоинверторе.

Отсылаю вас к классике, книге И.Б.Крендалла "Акустика", с.42-46, издание 3-е, © КомКнига, 2007.

Pavluha писал(а):
А разве не существует для этой ГВЗ определённый временной параметр в Ms, меньше которого человеческое ухо не способно распознать в звуке их присутствия?Ведь они хоть и меньше, но присутствуют и в ЗЯ, как впрочем и в любой из ныне существующей АС

В том и дело, что в ЗЯ ГВЗ обычно ниже порога заметности, и мало меняется, в то время как у ФИ оно практически всегда превышает порог заметности (6-8 мс), и как правило, быстро возрастает с понижением частоты.

Pavluha писал(а):
Речь идёт о том порядке, который Вы заметите, когда спроектируете 2 коробки с разным ак. оформлением, но на одной и той же динамической головке со сходными АЧХ

Я просил озвучить, какое числовое значение порядка вы имели в виду, т.к. в математике порядок не есть величина однозначно установленная.

Pavluha писал(а):
А насчёт моих глупых представлений о фазоинверторе почитайте:
Источник http://www.scorpion-yug.ru

А что читать-то? В разделе "Публикации" ничего нет.
Кроме того, я сказал "смутные", а не "глупые".

Pavluha писал(а):
внутренний объем ящика сообщается с окружающим пространством тоннелем, заключающим в себе некоторую массу воздуха. Величина этой массы выбирается таким образом, чтобы, в сочетании в упругостью воздуха внутри ящика создать вторую колебательную систему, получающую энергию от тыльной стороны диффузора и излучающую ее куда нужно и в фазе в излучением диффузора.

Материал, откуда взята цитата, мне известен. Называется он "Как сыграют ящики".
В принципе, автор излагает почти всё верно, за исключением выражения "в фазе", о чём я уже говорил.

Czes'c'
09-11, 13:45
Yauhen писал(а):
Пожалуйста.
Напомню, что речь зашла об использовании коррекции АЧХ ФИ с помощью электроники.
А если применять электронику, на сегодня лучший способ сформировать требуемую АЧХ при минимуме искажений – это ЭМОС. При её использовании параметры Т-С теряют смысл, т.к. поведение звуковой катушки полностью контролируется ЭМОС. Если одновременно с ЭМОС применить ФИ, задача управления усложняется из-за проблем с фазой. ЗЯ однозначно предпочтительнее, т.к. он имеет гладкие характеристики.

Далее. Необходимый ход АЧХ закладывается в тракт ЭМОС, где и компенсируется спад АЧХ из-за потерь в оформлении ЗЯ. Использовать ФИ, "чтобы вытянуть низ" нет никакой необходимости.

Наконец, для ЭМОС требуется самый простой ящик небольшого объёма.

т.е. помимо самого ящика нужно собрать ещё(посмотрел схемки этих ЭМОС) платку, которую необходимо куда-то всунуть, настроить, как правило она ещё и имеет своё питание,всунуть пьезо датчик перед динамиком.Как Вы сказали, заложить в тракт ЭМОС(интересно).Насколько я знаю, не каждый человек, разбирающийся в аккустике, может разбираться и в радиоэлектронике.Получается целый перечень новых трудностей, связанных с этим ЭМОС.
Так где тогда преимущества?Может есть смысл правильно рассчитать корпус и частоту настройки порта, при этом не забывая про параметр group delay и не заморачиваться всякими там конструкциями, усложняющими прохождение звукового сигнала от источника сигнала до источника звука(не без последствий для него естественно).Да что-то и не "сильно много" видно было АС серийного производства с применением этой технологии.
Yauhen писал(а):
Если не так, я покажу, что ЗЯ со всех сторон предпочтительнее.

Жду весомых преимуществ ЗЯ со стороны простоты и практичности с применением ЭМОС.
Yauhen писал(а):
Наконец, для ЭМОС требуется самый простой ящик небольшого объёма.

Если все так хорошо, зачем нужны все остальные типы акустического оформления? Подвох один-единственный. К.П.Д. У закрытого ящика он наименьший по сравнению с любым другим типом акустического оформления. При этом чем меньше нам удастся сделать объем ящика, при сохранении того же рабочего частотного диапазона, тем меньше будет его эффективность. Нет более ненасытной твари в смысле подводимой мощности, чем закрытый ящик малого объема, поэтому-то динамики в них, как и было сказано, хоть и не выплевываются, но горят нередко.
Yauhen писал(а):
Отсылаю вас к классике, книге И.Б.Крендалла "Акустика", с.42-46, издание 3-е, © КомКнига, 2007.

Давайте не будем отсылать по библиотекам для поиска этого талмута, а всё же обоснуем эти потери по пунктам на форуме пусть и с помощью этой литературы.Строго говоря-объясните эти потери.
Yauhen писал(а):
порог заметности (6-8 мс)

Именно это значение?
Yauhen писал(а):
Я просил озвучить, какое числовое значение порядка вы имели в виду, т.к. в математике порядок не есть величина однозначно установленная.

Вы и сами ответили на свой вопрос.Т.к при проектировании различных корпусов на различных головках этот порядок и будет иметь разное числовое значение
Yauhen писал(а):
А что читать-то? В разделе "Публикации" ничего нет.

текст с сохранённой ранее web страницы, поэтому указал источник информации.

Чистый звук, настоящее качество.
http://luckysod.intwaynet.com
09-11, 13:53
Yauhen писал(а):
У вас смутные представления о ФИ.
Для начала, не "в фазе", а "почти в фазе", и то лишь вблизи частоты настройки.
Что касается потерь, то они обусловлены тем же сжатием воздуха в ящике и превращением части энергии излучения тыльной стороны диффузора в тепло. Есть определённые потери и в порте ФИ.

Может это Вас убедит:
журнал автозвук №1/1998

Звук в конце туннеля

Фазоинвертор в отечественной литературе, bass reflex, ported box, vented box - в англоязычной - все это, по сути, звукотехническая реализация идеи резонатора Гельмгольтца. Идея проста: замкнутый объем соединяется с окружающим пространством с помощью отверстия, содержащего некоторую массу воздуха. Вот именно существование этой массы - того самого столба воздуха, который, по утверждению Остапа Бендера, давит на любого трудящегося, и производит чудеса, когда резонатор Гельмгольтца нанимают на работу в составе сабвуфера. Здесь мудреная вещь имени германского физика приобретает прозаическое имя тоннеля (по-буржуйски - port или vent).

Как работает фазоинвертор? Почему вдруг наличие в корпусе громкоговорителя аккуратно выполненной дырки определенных размеров драматически сказывается на работе всего ансамбля? :grin: Как уже говорилось вскользь в предыдущих частях этого эпического полотна, тоннель фазоинвертора служит для того, чтобы, задержав на строго определенное время звуковую волну, возникающую внутри ящика громкоговорителя, выпустить ее наружу в той же фазе, что и создаваемая «лицевой» стороной динамика. :grin: Здесь, на воле, они объединят свои децибелы и дадут по ушам (при правильном расчете) так, что мало не покажется. Вот за это, собственно, фазоинвертор и любят - за повышенный, по сравнению с закрытым ящиком, к.п.д.

Но не только. Грубая сила не аргумент, если она не подкрепляется точностью воспроизведения сигнала. Здесь имеется в виду другая, существенно менее тривиальная особенность фазоинвертора - его способность производить требуемое звуковое давление при существенно мнеьшей амплитуде колебаний диффузора. Это звучит несколько парадоксально. Все знают, что именно наличие позади диффузора закрытого объема сдерживает колебания диффузора, так почему же в «дырявом» корпусе они вдруг окажутся меньше? А из-за массы, как и было сказано. Отверстие в корпусе фазонивертора потому и сделано, как довольно протяженный тоннель - труба, проще говоря, чтобы держать внутри некоторую массу воздуха. На относительно высоких частотах, выше 200 Гц, инерция воздушной массы в тоннеле приводит к тому, что он акустически совершенно непрозрачен. Как будто закупорен совсем.



Ниже по частоте воздушная пробка в тоннеле начинает оживать и шевелиться, поскольку ее сзади толкает пульсируюшее внутри ящика давление. Инерция воздушной массы приводит к тому, что она двигается не в такт с действующей на нее волной, а с некоторым сдвигом. Он достигает 180 градусов по фазе, то есть начинает быть противофазен звуковой волне, исходящей от тыльной стороны диффузора на некоторой частоте, которая и называется частотой настройки фазоинвертора.



Здесь почти все усилия динамика идут на раскачивание несговорчивой воздушной массы внутри тоннеля, так что на собственные колебания уже почти ничего не остается, и амплитуда колебания диффузора минимальная. (А звук - идет, да еще какой! Просто на этой частоте он почти весь выходит из тоннеля). А поскольку именно большие амплитуды колебаний диффузора и порождают заметные на слух искажения, обстановка, в смысле звука, наступает самая благоприятная.

Еще ниже по частоте дела, правда, начинают меняться в худшую сторону. Для совсем медленных низкочастотных колебаний масса воздуха в тоннеле уже никакая не инерция, и тыльная сторона диффузора качает ее туда-сюда, как насос.



При этом возникает ситуация, как будто динамик вообще не установлен в корпус, то есть волны от тыльной стороны диффузора и от лицевой встречаются в противофазе и в значительной степени друг дружку съедают, как при нормальном акустическом коротком замыкании. Поэтому-то ниже частоты настройки отдача фазоинвертора и падает вдвое быстрее, чем у закрытого ящика. Хуже, однако, другое - диффузор уже ничего не тормозит, и амплитуда его колебаний на совсем низких частотах начинает расти просто катастрофически. Подтональные фильтры (subsonic filters), которыми снабжаются некоторые, обычно породистые, кроссоверы и усилители, сделаны почти исключительно для противодействия этой вредной привычке фазоинверторов.

Итак, что же мы конкретно поимеем, выбрав для своего проекта фазоинвертор как акустическое оформление?

Хочу сразу предупредить: расчет фазоинвертора без предназначенных для этого компьютерных программ возможен, и для него существуют расчетные формулы и номограммы. Однако на пороге третьего тысячелетия квалифицировать такие методы иначе как мазохизм, я не могу. Да и формул я обещал на страницы этого журнала не пускать, и пока держусь. Так что для интересующихся в конце статьи я помещаю адрес в WWW, где есть аннотированная подборка проверенных программ разной степени сложности и совершенства.

Вот картинка, которая объясняет (почти) все. Взят 10-дюймовый динамик, по своим параметрам подходящий для установки в фазоинвертор, и смоделированы характеристики, которые получатся при его установке в оптимальном для него фазоинверторе (20 л, настроен на 42 Гц) и таком же по объему закрытом ящике.
Изображение
Верхняя из двух черных кривых, понятно, наша. По сравнению с закрытым ящиком, во всей полосе частот ниже примерно 150 Гц отдача существенно выше. Что значит «существенно»? Взгляните: на частоте, скажем, 60 Гц разница составляет около 4 дБ. А это равносильно повышению мощности усилителя в 2,5 раза. То есть со скромным 100-ваттным усилителем такой саб сыграет, как будто к нему подведено 250 Вт. За те же деньги.

А вот из красных кривых, изображающих зависимость амплитуды колебаний диффузора от частоты, наша - нижняя. Как раз там, где сосредоточена большая часть басовой энергии - ниже 100 Гц, амплитуда начинает падать и остается намного ниже, чем у закрытого ящика, хотя создаваемое звуковое давление - вдвое больше!

У закрытого ящика при этом амплитуда колебаний растет неуклонно и при подведении мощности, указанной как максимальная, выходит за пределы рабочего диапазона (красный пунктир) уже к 70 Гц, а ниже - вообще беда. Там-то и будут порождены такие знакомые на слух хрипы, сопровождающие басовые ноты. У фазоинвертора благодать с амплитудами продолжается вплоть до примерно 30 Гц, а там амплитуда начинает расти неуемно. Впрочем, там уже и звука-то никакого почти нет, так что прямой смысл «придушить» эту часть спектра подтональным фильтром (если есть) и наслаждаться ударной эффективностью при минимуме искажений в действительно звуковом диапазоне.

Чистый звук, настоящее качество.
http://luckysod.intwaynet.com
09-11, 15:55
Pavluha,
Ваш воинствующий дилетантизм меня утомляет.
Иногда полезно читать литературу посерьёзнее, чем аудиомурзилки.
"Автозвук" (ничего не имею против этого журнала, и часто обращаюсь к нему) излагает на уровне, доступном для всех, без строгих математических выкладок и обоснований.
Если хотите понять суть явления, надо углубляться в его изучение. Вы остановились на самом поверхностном уровне и судите с этих позиций.
Прочтите Крендалла. Уверен, многое для себя откроете.

Czes'c'
09-11, 17:49
Yauhen
Ну вот теперь Вы и высказали свой взгляд на положение вещей.
Я не знаю причину, по которой вы посещаете этот форум, ведь здесь общаются люди-практики, советуются, узнают что-то новое и в последствии материализуют свои желания в соответствии с возможностями. Вы же, смотря с высока, пытались показать неоспоримо глубокие познания в аккустике и процессах, происходящих при этом.
Что Вам делать среди тех "воинствующих", которые порой до поздней ночи пилят доски, стругают фанеру, крутят шурупы, воняют клеем на всё помещение, но впоследствии испытывающие глубочайшее удовлетворение от удачно созданного агрегата.
Спорить не буду, человек должен быть подкреплён в теоретических вопросах, дабы не совершать практических ошибок, но не всем нужно уметь описывать формулами процессы, происходящие в звукотехнике.Здесь основная масса людей, которая хочет что-то собрать и слушать, а не задаётся вопросом, почему так происходит?
Не говорил я и о том, что хотел бы понять суть явлений на научном уровне. Однако мой поверхностный уровень позволяет делать практические вещи,многим превосходящие по качеству промышленные.
Пожалуй не буду я читать Крендалла, а лучше использую время для того, чтобы ещё у одного человека появилась коробочка, благодаря которой теперь он будет слушать музыку в машине с большим удовольствием.

Чистый звук, настоящее качество.
http://luckysod.intwaynet.com
09-11, 18:21
в принципе,ради чего копья ломаете?
Оба идете к хорошему на ваш взгляд звуку,только разными путями.
Я считаю,оба подхода имеют право на жизнь.
Я - за знания теоретические однозначно.
Но моим кумиром был и остается Томас Альва Эдисон - человек без образования,страстный экспериментатор,сделавший огромное количество (для одного человека ) изобретений.
Истина где-то посередине,не столкнитесь лбами,когда сойдетесь в этой точке :mrgreen:

Skype Jenikminsk
09-11, 18:30
Pavluha,
Дело не в моём отношении свысока.
Я тоже практик, и за время увлечения звуком тоже сделал немало. И скажу с позиции практика, что со временем появляется желание разобраться глубже в том, что делаешь.
Это требует времени, но позволяет в дальнейшем избежать ненужных потерь времени, сил и средств, уходящих в "выпиливание" наугад.
Это позволяет быстрее сориентироваться в проблемах и неожиданных нестыковках.
Это позволяет делать качественный продукт. Делать осознанно, а не методом приближённых аналогий.

Желаю успехов в вашем творчестве.

Czes'c'
09-11, 19:02
Yauhen
Вот это уже совсем другой разговор.
Я,прежде чем собрать свою первую конструкцию, лазил по инету 2 месяца, накачал кучу материала и программ(переводил и статьи на английском). Некоторое время всё это внимательно изучал и только тогда сварганил Bandpass 4 порядка на динамике 10 гд 30-Е(пришлось изменить его характеристики), хотя сразу за такой тип оформления браться не советуют.Получилось с 1 раза.
Ни один из мною созданных сабов, не загудел, не засвистел, не стал некрасиво горбатым(АЧХ)
Эти знания и позволяют делать мне, как Вы сказали, качественный продукт.
Поэтому я и дал такое смелое название теме.

P.S. Спасибо за внимание

Чистый звук, настоящее качество.
http://luckysod.intwaynet.com
10-11, 16:47
Вам,бы ребятки еще измерительную базу у себя обеспечить,два совпавших графика независимых измерений - и друзья навеки! :mrgreen:

Skype Jenikminsk
10-11, 18:15
Почему "обеспечить бы"?
Всё необходимое для измерений имеется. :smile:

Czes'c'
11-11, 15:56
ну,я имел ввиду не звуковуху компьютерную...
хороший генератор,хороший линейный усилитель,хороший измерительный микрофон,заглушенную комнату,анализатор...кабели соответствующие..

Skype Jenikminsk
11-11, 18:48
Всё это есть, кроме заглушённой комнаты и анализатора.
Пользуюсь Спектралабом и ЛспЛабом и 24-битовой звуковой картой. В принципе, для home audio такой точности и программного спекроанализатора хватает за глаза.

Czes'c'
12-11, 10:38
для HOME AUDIO безусловно,достаточная система.
А достаточна ли она,что бы у двух независимых исследователей на одинаковых девайсах получились одинаковые данные на выходе?

Вот,вы,два спорщика - можете организовать измерительную сессию,находясь далеко друг от друга и потом на форуме выложить результаты?

Skype Jenikminsk
12-11, 18:05
А что мерять, характеристики какого-либо динамика?Или характеристики условной конструкции?
Одинаковых результатов я думаю не получится в силу разбросов параметров головок.Где ж взять динамик-зеркало.
Выход-1 странствующий динамик, если при пересылке конечно не изменит свои параметры.
Надо узнать мнение Yauhen.

Чистый звук, настоящее качество.
http://luckysod.intwaynet.com

Сообщений: 87 Пред. 1, 2, 3, 4, 5, 6 След. Страница 4 из 6
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0