[img]http://alphard.by/img/alphard_main_logo.jpg[/img]

Контрапертурная акустика

Обсуждение самоделок,замена штатных
Ответить
Сообщений: 168 Пред. 1, 2, 3, 4, 5 ... 12 След. Страница 1 из 12

Сообщение
Автор
30-05, 23:11
Попытки улучшить акустические системы предпринимались со времён их возникновения. Новые технологии, инженерные решения, иные концепции создаются уже на протяжении 85 лет, но до сих пор фундаментальная наука, как таковая, мало касалась этой области
Возможно, это обусловлено отсутствием интереса у военных (раз не стреляет, значит не нужно) и больших корпораций (всё же изготовление колонок не самый прибыльный и объёмный бизнес), спонсирующих науку по крайней необходимости. Как бы то ни было, но принятые в своё время стандарты Hi-Fi были взяты производителями за основу, так как они полностью соответствуют представлениям о разрешающей способности человеческого слуха (воспроизводимый частотный диапазон и мера нелинейных искажений), и предпринимать какие-либо попытки дальнейшего улучшения - бессмысленно. Но, практическим следствием введения Hi-Fi стандартов, неожиданно оказалось появление категории Hi-End. Любители и профессионалы постоянно пытаются создать акустику, которая звучит «так как надо», пусть и с попранием принятого положения о том что «человек большего и не услышит». Наверняка, читая журналы и интернет, вы встречались с постоянными спорами о звуке в среде аудиофилов и просто меломанов. «Эти колонки такие, а эти сякие» - никакой объективности. Согласитесь, это странно для уже давно устоявшейся науки. Представьте, как бы выглядел спор, что у равнобедренного треугольника, правое бедро всё же короче? Сегодня мы предлагаем вам взглянуть на акустику, как науку и её практическое применение, но с иной стороны.

Само слово «контрапертура» дословно означает противостоящие излучающие отверстия (от лат. apertura – отверстие). Понятие апертуры часто применяется в оптике, но в нашем случае, лучше понимать термин как «противостоящие источники звукового возбуждения». Такова архитектура колонок построенных по контрапертурному принципу. Два идентичных динамика соосно расположены друг против друга, и включены синфазно. То есть работают синхронно, без каких либо задержек, фазовых и частотных отличий. Казалось бы, разве подобная конструкция может правильно звучать, ведь динамики не смотрят на слушателя и мешают друг другу? Пора вспоминать физические основы.

Не следует понимать звук как колебательные потоки воздуха, распространяющиеся по комнате. Звуковая волна – это волна изменения давления. Вспомните круги на воде после попадания в неё капли. Сама вода никуда не течёт, она остаётся на месте, но по ней распространяются волны, которые и есть последствия вымещения объёма той самой капли. Причём это движение возвратно поступательное. Так и в воздухе, сами молекулы никуда не движутся, а только слегка смещаются, то навстречу друг другу, то наоборот, волнообразно меняя плотность среды.

При стандартной, привычной для нас конструкции колонок, зона разряженного/сжатого воздуха находится перед динамиком. Заметьте, не сам динамик является источником звука, а изменение концентрации молекул воздуха перед ним. У такого решения есть один значительный минус – так называемая «зона преобладания реактивной составляющей излучения», из-за большой длины низкочастотной волны по сравнению с размером излучателя и малой инертности воздуха. Из чего следует, что для полноценного прослушивания басов нужно находиться на некотором удалении от колонок, что порой невозможно. Поэтому, обычно мы слышим низкие частоты, отражённые от стен, в какой-то степени даже образованные там, что естественно, не сказывается положительно на субъективных ощущениях. Хотя объективно волна присутствует, правда, в несколько искажённом виде.

А что произойдет, если мы применим контрапертурный принцип? Давление создаётся в воздушном столбе между динамиками, и точка излучения находится также между ними. Создаётся, так называемый «монополь давления», точечный источник звука. И он не распределён частотно на изменчивом расстоянии от динамиков, а находится между ними, равномерно излучая во все стороны. Вот так просто решилась проблема «дальней зоны». Но появилась другая, которой, как покажет наше исследование, в общем-то, и нет.

Контрапертурная акустика создаёт звуковое давление, которое всегда физически представляет собою ненаправленный (скалярный) продукт, что часто пугает знатоков. «Как, же быть со стерео, да и отражения от стен комнаты умножатся в разы»,- говорят они. Первое, уж точно не может быть проблемой. В случае стереокомплекта мы имеем два монополя, а работу по преобразованию разностей двух каналов выполняет природа (принцип «Гюйгенса») и ваш мозг. При включении двух каналов не образуется какой-то особой области давления, в которой расположились две точки. Всю работу по локализации источников выполняет наш слуховой аппарат, а уже задача звукорежиссёров «обмануть» уши, применяя смещение фаз, задержки и изменения отношения громкости, чтобы получить необходимые образы. А с отражениями ситуация ещё проще. Дело в том, что направленные акустические системы ни в коей мере не свободны от проблемы отражённого звука, они точно также излучают волны во все стороны, но уже неравномерно. И в так называемой «VIP зоне», мы слышим нормальный сигнал, плюс сильно искажённый отражённый, но ослабленный. Впрочем, его ослабление, настолько незначительно, несмотря на все старания производителей, что особой роли не играет. В результате получается, что даже в не очень хорошей по акустическим параметрам комнате, колонки с круговой направленностью (или ненаправленные) смогут звучать заведомо лучше. Другое дело, что они всё равно не будут звучать хорошо, так как этого им не позволит само помещение, создавая резонансы и другие неприятные эффекты из-за своих архитектурных, конструктивных или иных особенностей. Эта проблема все же лечится изменением параметров комнаты, и колонки здесь совсем не при чем. Кстати, контрапертурная акустика увеличивает «VIP зону», потому что слушателю не нужно напряжённо сидеть ровно в вершине треугольника созданного стереопарой, боясь услышать искаженные сигналы, пришедшие от стен. Равномерное поле «чистого» звука шире, и критичность отражённых волн меньше, потому что хотя бы до стены они шли такие же, как и по направлению к вам, в отличие от колонок классической направленной конструкции. Но что удивительно, контрапертурный принцип позволяет избавиться от ещё одной напасти, которая присуща обычным системам, и раньше считалась практически неразрешимой.

Дело в том, что человеческое ухо особенно чувствительно к эффекту допплеровской интермодуляции. Данный термин, несмотря на свою формулировку, пугающую неподкованного в физике человека, означает довольно простой эффект: фазовые и частотные смещения или колебания звуковой волны из-за движения источника звука. Музыканты и звукорежиссёры знают его под названием «фленжер». А нам, можно просто прислушаться к проезжающей мимо машине или поезду, и отметить, каким образом меняется воспринимаемый звук, например, двигателя. Этот эффект хорошо знаком фанатам моделей летающих самолётов. Когда вы стоите рядом с кругом, по которому летает модель, звук мотора постоянно преображается в зависимости от положения самолёта, но если вы стоите в центре, и сами крутите его, то звук для вас будет одинаков. А обостренную чувствительность человеческого уха к эффекту доплеровской интермодуляции можно объяснить реагированием на опасность в окружающей среде. Мы должны различать не только изменение громкости, тем более оно для расстояния в несколько метров будет не значительным (а вопрос жизни может решить и несколько сантиметров), но и что-то другое, ради моментальной реакции. Выходит, малейшее изменение звука источника моментально обрабатывается нашим мозгом. А теперь представьте себе динамик. Его мембрана очень быстро движется относительно вас. Взад и вперед. Следовательно, звук постоянно подвергается частотным и фазовым искажениям. Между прочим, исход настолько нехорош, что происходит даже гармоническая расстройка ноты. Казалось бы, динамик движется на минимальные расстояния, и этот эффект должен быть незаметен. Но, к сожалению, человеческое ухо, как уже упоминалось выше, настолько чувствительно, что и малейшие изменения играют заметную роль.

Внимание, вопрос! Так каким же образом контрапертурная акустика может избавиться от этого эффекта, в ней же используются такие же двигающиеся динамики? Любопытно, но решение этой проблемы лежало на поверхности. Доплеровская модуляция возникает, когда источник звука приближается или удаляется от слушателя, а в случае вертикальной (или горизонтальной) постановки мембрана динамика не совершает никаких перемещений относительно наших ушей. Также как и держащий в руке струну ведущую к авиамодели «пилот», как человек сидящий в поезде, самолёте или машине не слышит каких-либо изменений в звуке мотора. Источник звука относительно него находится на одном неизменном расстоянии. Дополнительно, два одинаковых, но противоположно направленных движения, компенсируют друг друга. Из этого вытекает и ещё один положительный эффект.

Слушать контрапертурную акустику более комфортно. Нашему мозгу не приходится постоянно обрабатывать поступающий звук, как звук, источником которого является движущийся взад-вперед объект (априорно - опасный по своей сути). Звучание становится, как нынче модно говорить «экологически чистым», сопоставимым со звуками живой природы. Конечно, это не снимает проблемы утомляемости от высокого уровня громкости, но уже не нагружает мозг дополнительной работой. Более того, наше сознание, в какой-то мере, отдыхает, при прослушивании натуральных звуков. Не зря у каждого второго (ну третьего точно) можно найти диски с названиями «Шум моря», «Вечерний лес» и т.п. Такие «композиции» позволяют людям расслабится, отдохнуть, почувствовать себя в безопасности.

А теперь, немного дёгтя в сладкую бочку, впрочем, не только контрапертурной акустике. Она может иметь недостатки, присущие всем другим системам. Неравномерность амплитудно-частотной характеристики динамиков, корпусные резонансы, несогласованность с усилителем и подобные. Но хотя бы несколько, и очень насущных проблем, решить с её помощью удастся. А дальше, уже дело за прогрессом, он на месте стоять не привык.

В довершение всего, немного практики заинтересовавшимся. Контрапертурную конструкцию можно создать и не прибегая к установке двух противоположно установленных динамиков (здесь требуется прецизионной точность инсталляции и полная идентичность оных). Менее эффективный, но всё же отражающий суть, способ, прост. Если вместо второго динамика, в середине контрапертурного промежутка поместить отражающую поверхность (достаточно жёсткую, не создающую дополнительных резонансов), то мы получим такой же эффект. Приведем пример испытанный автором этой статьи на обычных мультимедийных колонках, стоящих, как в большинстве домов и офисов, рядом с компьютером. Напольную систему для такого эксперимента брать не рекомендуем, габариты не позволят обойтись малыми силами. Итак, колонки были поставлены на заднюю панель (их динамики смотрят в потолок), сверху на свободные места корпуса поставлены пачки сигарет, на которые аккуратно водружены пара книг. С тех самых пор, колонки так и стоят, производя на увидевших это сооружение людей неизгладимый эффект, и удивляет звуком, неожиданным для системы стоимостью в 30 долларов. Конечно, следует заметить, что в таком случае вам придётся подобрать расстояние от динамика до отражающей поверхности, наиболее соответствующее вашим условиям (размер динамика и т.п), а также, опыт не даст особых результатов если система будет иметь больше одного динамика, так как это уже подразумевает более сложную конструкцию.

И под занавес. Многие знают знаменитый коан из дзен: как звучит хлопок одной ладонью? Не правда ли, создаётся ощущение, что и классическая конструкция колонок реализует изначально логически невыполнимую задачу. И если тибетские философы таким образом тренируют разум, то мы, каждый в своём доме, просто слушаем хлопание одной ладони...

Изображение
Изображение
Изображение
04-06, 19:55
самые интересные сцылочки в тему
http://dom.hi-fi.ru/doc/read.php?id=4056
http://www.allacoustics.ru/articles_211.htm :mrgreen: :mrgreen: :mrgreen:

united-music.by
04-06, 23:25
Я начал ваять контрапертуру. Шёл к этому долго и наверно сделаю не скоро, так как очень мало свободного времени, ну уж очень хочется сделать что нибуть такое что поражало бы не только содержанием но и формой.

Изображение
Изображение
Изображение
05-06, 15:39
Прошу прощения за оффтоп, но первый пост почему то напомнил мне про теплый ламповый звук, да, да, никакой связи... вот картинка на тему "теплого лампового звука" которая меня изрядно повеселила:

Изображение
"Русские аудиофилы слушают теплый ламповый звук. 1924 год."

Сделал то чем гордишься...?
...я пока нет((((
03-07, 07:33
Поверь, когда просто появилась возможность где нибудь в Сибири услышать радио...уже это само по себе было по своему психологическому воздействию было сродни первому шагу по Луне. Так что там слушали не тёплый ламповый звук, а звук из ящика.
Чуть позже, в германии чарующий звук ламповых радиоприёмников, специально настроенный на голос одного ефрейтора сыграл не маловажную роль в оболванивании довольно продвинутой европейской нации. А аудиофилы в то время (24 год) и ещё раньше слушали грампластинку, записанную кстати напрямую на диск без применения ламп вообще. :wink: Вот где был чистейший ХАЙ ЭНД

Изображение
Изображение
Изображение
03-07, 07:34
А сейчас нужно просто не забывать о том, что по прежнему в стереозаписи только два канала - правый и левый. :wink:

Изображение
Изображение
Изображение
03-07, 11:13
.....только два канала - правый и левый
....и куча разностных и перекрестных между ними,в стереобазе...стерео - это не так просто как кажется

Skype Jenikminsk
03-07, 15:50
Кто бы спорил...Особенно при озвучивании больших площадей.

Изображение
Изображение
Изображение
03-07, 20:10
Вот по этому и решил делать Контр апертуру...принципиально - ни каких расчётов, только голая эмпирика, только на слух и тока, как я себе это представляю.

Изображение
Изображение
Изображение
04-07, 10:29
Ты хотел пищалки подобрать...
так я вот думаю - лучше HWC8-8MA3000 на конус нагрузить.
Все же твинкон и бумага - аудиофильский звук будет :-)
Приезжал ко мне намедни один знакомец,представитель одного зарубежного производителя,так он тоже апертурой заболел.
Много спорили.Т.к. в современном звуковом сигнале много закодированных данных об напрвалении источника звука.
У апертруры - круговая направленность,остается только фазами корректировать,а это процессор в каждую акустическую систему и управление по сети.
Впрочем,более продвинутые на сегодня - линейные массивы,построены как раз по такому принципу процессинга.
Апертура - это бюджетный шаг назад,в 50-е годы...
Ну что ж - есть же любители "Побед" и "Чаек","Зимов" и Фордов выпуска начала прошлого века...
Винтаж всегда тянет к себе состоятельных людей :wink:

Skype Jenikminsk
04-07, 11:17
Есть одно обстоятельство - контрапертура - это по сути точечный источник с круговой диаграммой...то же самое что и реальный источник звука. Эффект был получен следующий - при расположении акустики на расстоянии 1.5 метра от стены ощущение такое что инструменты ушли в стену. Играет стена а не акустика. а в центре комнаты - вообще непонятно - звук как на концерте и совершенно оторван от акустики и живет сам по себе на том же расстоянии в глубину, на котором находишся сам.. если отойти ещё дальше то не происходит размазывания образов. А вообще изначальная идея - обойтись без ЦК... без его руководящей роли в ДК. И судя по некоторым соображениям сфазировать вертикально расположенные динамики проще. А цифровая обработка с фазовой задержкой...ну что же - дойдём и до этого. сначала нужно запустить :wink: акустику...
Основа - бумажная труба с внутренним диаметром 15 см - еле извратился, чтобы низкочастотное звено сделать на базе 20 см динамика.
Так что как среднечастотник использовать в этом проекте HWC8-8MA3000 не получиться. Пока остановился на WH6565 по причине их наличия и возможности отрабатывать мидбас в небольшом объёме. Но они требуют себе пищалку. В будущем планирую использовать серию Z - либо 10 либо 15.8 см Они дают более интересное звучание. :wink:

Изображение
Изображение
Изображение
06-07, 08:38
но про пространственную локализацию и всякие DOLBY DIGITAL,DTC и даже примитивный 5.1 AS-3 - придется забыть,что совсем уж не коммерчески получается.
Только чистое стерео и то при условии значительного разноса акустик.
А вот для моно озвучивания площадок,залов,для оповещений - да,всенаправленная акустика - самое то.
Что и было сделано одним нашим общим знакомым на Ждановичах..
Звучали вроде неплохо и проработали достаточно долго.

Skype Jenikminsk
06-07, 20:00
alphard писал(а):
но про пространственную локализацию и всякие DOLBY DIGITAL,DTC и даже примитивный 5.1 AS-3 - придется забыть,что совсем уж не коммерчески получается.
Только чистое стерео и то при условии значительного разноса акустик.
А вот для моно озвучивания площадок,залов,для оповещений - да,всенаправленная акустика - самое то.
Что и было сделано одним нашим общим знакомым на Ждановичах..
Звучали вроде неплохо и проработали достаточно долго.

В том то и фишка - хочу сделать акустику, которая будет работать как стерео при двухканальном режиме записи, при 5.1 вполне обходиться без саба и центрального канала. А то, что при 4 колонках будет и бас и потрясающий эффект погружения... Время покажет - прав я или нет. Удивляет то что звук при двухканальном воспроизведени при определённом положении относительно стен расположен как бы глубже плоскости колонок, при этом все инструменты на своих местах.

Изображение
Изображение
Изображение
07-07, 11:09
Боюсь,что время уже показало...и контрапертура в стерео и других бытовых применениях - не нашла применения и развития.
Даже на площадях показала свою ущербность по сравнению с многополосным рупором.
Поэтому-то их нигде сейчас не увидишь.
Это как карбюратор - только на старых машинах или газонокосилках :lol:

Skype Jenikminsk
07-07, 21:46
Давай я соберу и послушаем... А дальше будет видно, вернее слышно. Та контр апертура. которую слышал я - это просто реальное, полное растворение аппаратуры даже при не очень качественной записи. Если запись живая...такого ощущения отрыва от колонок я не встречал ни где. Акустика к сожалению в памяти не сохранилась, но вот форма средневысокочастотника запала в душу. Представь себе большой пластиковый одноразовый стакан, перевёрнутый вверх дном, с наружным диаметром около 20 см и изготовленный из титана. Магнитная система - вверху колонки, низкочастотник - внутри трубы, стоящей вертикально нагружен на сурдинку, а сч вч модуль - сразу над сурдинкой. Полоса раздела - 200Гц. Когда это включили...Я понял, что всё что я слышал до этого - полный отстой. Гитара играла как живая между колонками и в метрах 2 за плоскостью колонок, а рядом стояли два музыканта один с марокасами, другой с флейтой... Было слышно как музыканты не то что играют, а как они переминаются с ноги на ногу.
Я к тому времени уже наигрался с акустикой, резал полки, вкручивал многополосники, подключал магнитолы и глупо считал себя великим спецом. В этот момент я понял, что я ещё только в начале пути... И понял, к чему нужно стремиться в автомобиле, понял, чего в этом вожделенном многими железном ящике не хватает, чтобы ощущать себя человеком.

Изображение
Изображение
Изображение

Сообщений: 168 Пред. 1, 2, 3, 4, 5 ... 12 След. Страница 1 из 12
Ответить

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0